Знакомство с языком Паскаль
Возникновение и назначение Паскаля
После того как построен алгоритм решения задачи, составляется программа на определенном языке программирования. 
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля - французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль - швейцарский профессор Никлаус Вирт. 
Паскаль - это универсальный язык программирования, позволяющий решать самые разнообразные задачи обработки информации. 
Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором. 
Программа на Паскале близка по своему виду к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке. Сравните алгоритм решения уже знакомой вам задачи - деления простых дробей с соответствующей программой на Паскале: 
   алг      Деление дробей 
цел a,  b, с, d, m, n 	
нач 	                    
     ввод а, b, c, d 	
     m:= a x d 	        
     n:= b x c 	        
вывод m, n 	    
кон | 
   Program Division; 
   var  a,   b,   с,   d,   m,   n:   integer; 
begin 
     readln (a,b, c,d) ;        {Ввод} 
     m:=  a*d;    {Числитель} 
     n:= b*c;    {Знаменатель} 
     write (m, n)    {Вывод} 
end. | 
 
 
                   
Структура программы на Паскале
Даже не заглядывая в учебник по Паскалю, в этой программе можно все понять (особенно помогает знание английского языка). 
Заголовок программы начинается со слова Program (программа), за которым следует произвольное имя, придуманное программистом: 
Program <имя  программы>; 
Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables - переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существуют два числовых типа величин: вещественный и целый. Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real. Например, раздел описания переменных может быть таким: 
var     a,   b   :   integer;   с,   d   :   real; 
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква. 
Раздел операторов - основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец). В самом конце программы ставится точка: 
begin 
< операторы > 
end.
 
Операторы ввода, вывода, присваивания
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read (read - читать) или readln (read line - читать строку): 
read(<список переменных>);  
                     или readln(<список  переменных>); 
При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД> (<Еnter>). Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит. 
Вывод результатов происходит по оператору write (write - писать) или writeln (write line - писать в строку): 
write(<список  вывода>);  
                         или writeln(<список  вывода>); 
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. 
Разница в выполнении операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит. 
Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат: 
<числовая переменная> := <арифметическое выражение> 
Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того, в арифметических выражениях могут присутствовать функции. 
Знаки основных арифметических операций записываются так:
 +  сложение, 
- вычитание, 
* умножение, 
/  деление. 
Правила записи арифметических выражений
Запись арифметических выражений на Паскале похожа на обычную математическую запись. В отличие от математики, где часто пропускается знак умножения (например, пишут 2А), в Паскале этот знак пишется обязательно: 2*А. Например, математическое выражение 
А2 + В2 - 12С 
на Паскале записывается так: 
А*А  +   В*В   -   12*С 
Это же выражение можно записать иначе: 
SQR(A)    +   SQR(B)    -   12*С 
Здесь использована функция возведения в квадрат - SQR. Аргументы функций всегда пишутся в круглых скобках. 
Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам (старшинству). К старшим операциям относятся умножение (*) и деление (/). Операции сложения и вычитания - младшие. В первую очередь выполняются старшие операции. Несколько операций одинакового старшинства, записанные подряд, выполняются в порядке их записи слева направо. Приведенное выше арифметическое выражение будет вычисляться в следующем порядке (порядок вычислений указан цифрами сверху): 
 
  
  
 
Круглые скобки в арифметических выражениях влияют на порядок выполнения операций. Как и в математике, в первую очередь выполняются операции в скобках. Если имеются несколько пар вложенных скобок, то сначала выполняются операции в самых внутренних скобках. Например: 
 
  
  
Пунктуация Паскаля
Необходимо строгое соблюдение правописания (синтаксиса) программы. В частности, в Паскале однозначно определено назначение знаков пунктуации. 
Точка с запятой (;) ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем операторов. Перед словом end точку с запятой можно не ставить. 
Запятая (,) является разделителем элементов во всевозможных списках: списке переменных в разделе описания, списке вводимых и выводимых величин. 
Строгий синтаксис в языке программирования необходим потому, что компьютер является формальным исполнителем программы. Если, допустим, разделителем в списке переменных должна быть запятая, то любой другой знак будет восприниматься как ошибка. Если точка с запятой является разделителем операторов, то в качестве оператора компьютер воспринимает всю часть текста программы от одной точки с запятой до другой. Если программист забыл поставить ";" между какими-то двумя операторами, то компьютер будет принимать их за один с неизбежной ошибкой. 
В программу на Паскале можно вставлять комментарии. Комментарий - это пояснение к программе, которое записывается в фигурных скобках. В комментариях можно использовать русские буквы. На исполнение программы комментарий никак не влияет. 
Заметим, что в Паскале нет различия между строчными и прописными буквами. Например, для Паскаля тождественны следующие варианты записи: begin, Begin, BEGIN, BeGiN. Использование строчных или прописных букв - дело вкуса программиста. 
Вопросы и задания 
1.	Когда появился язык Паскаль и кто его автор? 
2.	Как записывается заголовок программы на Паскале? 
3.	Как записывается раздел описания переменных? 
4.	С какими типами числовых величин работает Паскаль? 
5.	Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале? 
6.	Что такое оператор присваивания? 
7.	Как записываются арифметические выражения? 
8.	По каким правилам определяется порядок выполнения операций в арифметическом выражении? 
9.	Какая задача решается по следующей программе? 
Program Test; 
   var  А,   В,   С:   integer; 
begin 
     readln(A,B); 
     С:=(А+В)*(В-А); 
     writeln(С)  
end. 
Какой результат будет получен, если в качестве исходных значений А и В ввести соответственно 7 и 8?  
  
       |