Построение диаграмм с использованием Мастера диаграмм
Для создания диаграмм используется Мастер диаграмм. Мастер диаграмм позволяет создавать диаграмму по шагам с помощью серии диалоговых панелей. 
Построение линейчатых диаграмм. Рассмотрим использование Мастера диаграмм для построения линейчатой диаграммы, позволяющей сравнить количество населения в восьми наиболее населенных странах мира (табл. 1.10). 
| Таблица 1.10. Население некоторых стран мира |  
  
     |   | 
	     А | 
	     В | 
      
	 | 1 | 
	     Страна | 
		 Население (млн чел.) | 
      
	 | 2 | 
	     Китай | 
		 1273 | 
      
	 | 3 | 
	     Индия | 
		 1030 | 
      
	 | 4 | 
	     США | 
		 279 | 
      
	 | 5 | 
	     Индонезия | 
		 228 | 
      
	 | 6 | 
	     Бразилия | 
		 175 | 
      
	 | 7 | 
	     Россия | 
		 146 | 
      
	 | 8 | 
	     Бангладеш | 
		 131 | 
      
    |  
 
На первом шаге необходимо выделить в таблице диапазон исходных данных и выбрать тип диаграммы. В данном случае диапазон - А2:В8, тип - линейчатая диаграмма. 
На втором шаге необходимо определить, в строках или столбцах хранятся названия категорий и ряд данных, а также уточнить, в какой строке или каком столбце содержатся категории. В данном случае набор категорий (названия строк) содержится в столбце А, а ряд данных (численность населения) - в столбце В. 
На третьем шаге необходимо настроить внешний вид диаграммы: ввести заголовок диаграммы (например, "Население некоторых стран мира") и названия оси категорий (например, "Страна") и оси значений (например, "Кол-во населения (миллионов человек)") и определить наличие горизонтальных линий сетки. Для идентификации столбцов вместо вывода под столбцами названий стран (категорий) удобнее использовать легенду. 
На четвертом шаге необходимо выбрать вариант размещения диаграммы (например, на листе с данными). 
В результате будет построена гистограмма, в которой высота столбцов пропорциональна численности населения в странах (рис. 1.7). 
  |  
| Рис. 1.7. Гистограмма с легендой |  
 
Построение круговых диаграмм. Рассмотрим использование Мастера диаграмм для построения круговой диаграммы, позволяющей наглядно представить долю цены каждого устройства в общей цене компьютера (табл. 1.11). 
| Таблица 1.11. Цена устройств компьютера |  
  
     |   | 
	     А | 
	     В | 
      
	 | 1 | 
	     Наименование устройства | 
		 Цена ( у. е.) | 
      
	 | 2 | 
	     Системная плата | 
		 80 | 
      
	 | 3 | 
	     Процессор | 
		 70 | 
      
	 | 4 | 
	     Оперативная память | 
		 15 | 
      
	 | 5 | 
	     Жесткий диск | 
		 100 | 
      
	 | 6 | 
	     Дисковод 3,5" | 
		 12 | 
      
	 | 7 | 
	     Монитор | 
		 200 | 
      
	 | 8 | 
	     Дисковод CD-ROM | 
		 30 | 
      
	 | 9 | 
	     Корпус | 
		 25 | 
      
	 | 10 | 
	     Клавиатура | 
		 10 | 
      
	 | 11 | 
	     Мышь | 
		 5 | 
      
    |  
 
На первом шаге необходимо выделить в таблице диапазон исходных данных и выбрать тип диаграммы. В данном случае диапазон - А2:В11, тип - круговая диаграмма. 
На втором шаге необходимо определить, в строках или столбцах хранятся названия категорий и ряд данных, а также уточнить, в какой строке или каком столбце содержатся категории. В данном случае набор категорий (названия устройств) содержится в столбце А, а ряд данных (цены) - в столбце В. 
На третьем шаге необходимо настроить внешний вид диаграммы. Следует ввести заголовок диаграммы (например, "Доли цен устройств в цене компьютера"). Для идентификации секторов вместо вывода легенды отобразить рядом с секторами наименования категорий и значения долей цен устройств в процентах. 
На четвертом шаге необходимо выбрать вариант размещения диаграммы (например, на отдельном листе). 
В результате будет построена круговая диаграмма, в которой размеры угловых секторов пропорциональны долям цен устройств в общей цене компьютера (рис. 1.8). 
  |  
| Рис. 1.8. Круговая диаграмма без легенды |  
 
Построение графиков. В качестве примера построения диаграммы  типа  график  выполним построение  графиков квадратичной функции у = х2-3 и функции квадратного корня у = Öx. 
Функции представим в форме таблицы числовых значений аргумента и вычисленных значений функций. 
На первом шаге необходимо выделить в таблице диапазон исходных данных и выбрать тип диаграммы. В данном случае диапазон - B1:J3, тип - график (табл. 1.12). 
| Таблица 1.12. Числовое представление квадратичной функции у = х2-3 и функции квадратного корня  у = Öx+4. |  
  
     |   | 
	     А | 
	     В | 
		 С | 
		 D | 
		 Е | 
		 F | 
		 G | 
		 H | 
		 I | 
		 J | 
      
	 | 1 | 
	     x | 
		 -4 | 
		 -3 | 
		 -2 | 
		 -1 | 
		 0 | 
		 1 | 
		 2 | 
		 3 | 
		 4 | 
      
	 | 2 | 
	     y = x^2-3 | 
		 13 | 
		 6 | 
		 1 | 
		 -2 | 
		 -3 | 
		 -2 | 
		 1 | 
		 6 | 
		 13 | 
      
	 | 3 | 
	     Y=КОРЕНЬ(X+4) | 
		 0 | 
		 1 | 
		 1 | 
		 2 | 
		 2 | 
		 2 | 
		 2 | 
		 3 | 
		 3 | 
      
    |  
 
На втором шаге необходимо определить, в строках или столбцах хранятся названия категорий и ряды данных, а также уточнить, в какой строке или каком столбце содержатся категории. В данном случае набор категорий содержится в строке значений аргумента функций (строке 1), а рядами данных являются вычисленные значения функции у = х 2  - 3      (строка   2)   и   функции   у = Öx+4. (строка   3) (табл. 1.12). 
На третьем шаге необходимо настроить внешний вид диаграммы: ввести заголовок диаграммы и названия осей, уточнить параметры шкал осей категорий и значений, определить наличие и внешний вид сетки и легенды и т. д. 
На четвертом шаге необходимо выбрать вариант размещения диаграммы: на отдельном листе или на листе с данными (внедренная диаграмма). 
В результате будут построены два графика функций у = х 2 - 3 и у = Öx+4., маркеры которых имеют координаты у, равные значениям рядов данных, и координаты х, равные значениям ряда категорий (рис. 1.9). 
  |  
| Рис. 1.9. Диаграмма типа график со шкалами осей и легендой |  
 
 
Контрольные вопросы 
1. Какие действия необходимо произвести в процессе построения диаграммы с помощью Мастера диаграмм на первом, втором, третьем и четвертом шагах? 
Задания для самостоятельного выполнения 
1. Практическое задание. Постройте диаграмму, показывающую значения в миллиметрах некоторых единиц измерения длины, пользуясь приведенными в таблице данными. 
  | Единица длины | 
  Значение ( мм) | 
 
  | 1 сантиметр | 
  10 | 
 
  | 1 аршин | 
  710 | 
 
  | 1 вершок | 
  44,4 | 
 
  | 1 фут | 
  304,8 | 
 
  | 1 дюйм | 
  25,4 | 
 
 
	 
2.	Практическое задание. Постройте диаграмму, показывающую распределение вами времени суток на различные виды деятельности (сон, учеба, выполнение домашних заданий, развлечения и др.). 
3.	Практическое задание. Постройте график линейной функции у = 5х - 2 на отрезке [-5; 5] с шагом 1. 
	
  
       |